«Человек для истории, или история для человека?»

20 февраля 2017


“По плодам их узнаете их.

Собирают ли с терновника виноград,

 или с репейника смоквы?” (Матф.7:16)

В любом явлении можно найти что-то доброе и вечное. Так уж устроена человеческая природа, что на абсолютное зло она не способна, и, чаще всего, даже самый низкий грех облекается в обертку благих намерений. Особенно, когда это касается строительства очередного рая на Земле.

В юбилеи принято поздравлять юбиляра, говорить о его достижениях, ставить его в пример. Нынешний юбилей же юбилей скорее ставит вопрос, ответ на который исполнен огромной ответственностью, сложностью и многогранностью.

Говорят, что революция была неизбежна, что народ был закабален, а государство нуждалось в новом способе хозяйствования. Говорят, что монархия себя изжила, что нужна была индустриализация и без нее ничего бы не вышло. Говорят, в особенности про последующие десятилетия, что все те жертвы, что принес наш народ были необходимы для его банального выживания в окружении врагов.

Все это разумно и правильно. И даже разделялось мною до недавнего времени с минимальными сомнениями. Действительно, как можно сожалеть об этих миллионах, максимально обезличенных, когда такие грандиозные достижения? Даже если это твои прадед и прабабка, которых никогда не видел и ни слова жалобы от них и их детей не слышал.

Совсем по-другому история начинает восприниматься, когда понимаешь, что за всеми этими массами стоят настоящие люди. Жившие и любившие. Заботившиеся о семьях, радовавшиеся и печалившиеся. Со мной это случилось, когда мы в нашем приходе начали по субботам читать жития новомученников. Их имена наполняют наши богослужебные календари так плотно, что за количеством имен не всегда разглядишь человеческое лицо, стоящее за очередной строчкой в списке.

Вот митрополит Владимир Киевский бесстрашный до самозабвения, вставший на пути очередного украинского стремления к незалежности. Стефан Наливайко, отказавшийся принять власть, разорявшую храмы и убивающую священников, вставший на борьбу, вооруженный лишь словом о Христе. Или священник Константин Успенский, раздававший яблоки на Преображение, и дискредитировавший этим идею колхозов. И тысячи других, таких же, нами еще не прочитанных и не узнанных, приговоренных за подобные контрреволюционные действия к казни или заключению, чаще всего оканчивавшимся болезнями, инвалидностями и смертями.

После того, как внимательно всмотришься в эти истории, вопрос о плодах революции становится другим. Уже по-другому понимаются истории бабушки о собранных девочками колосках и последующего за этим страшным преступлением заключения. Или прадедушки, заведовавшего складом, который поплатился за то, что выручил своего незадачливого коллегу и дал ему мешок с зерном перед ревизией. Именно жития новомученников оживили все эти истории и вопрос о плодах революции стал звучать иначе.

Оказалось, что можно сколько угодно рассуждать о том, нужна ли была революция и последующие за ней процессы, забыв напрочь о правиле сослагательного наклонения в истории. Но уже гораздо сложнее однозначно сказать, что все эти люди были просто материалом истории, необходимой жертвой для строительства сильного государства, социальной справедливости и еще чего угодно. Вопрос теперь в том, являются ли они компостом, с чистой совестью, утрамбовав который, мы можем сесть и гордиться не нами заслуженными победами?

Можно сформулировать лаконичнее: человек для истории, или история для человека? На подобный вопрос Христос дает однозначный ответ. Оказывается, что это суббота для человека, а не наоборот. Впрочем, Его мысли редко разделяются во всей их глубине. Один народ не разделил, убив одного, чтобы не пострадали многие. И все равно остался без государства и родины на почти 2000 лет.

И это очень печально, потому что человек учится с трудом, а история вновь и вновь ставит вопросы, на которые у нас не хватает смелости дать правильные ответы.

иерей Андрей Брагин, настоятель храма Воскресения Христова. г. Нижний Тагил

Статью прочитали:

28 раз

Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях: