Праздник праздников

9 апреля 2018


Статья председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, опубликованная в «Известиях», посвящена главному празднику православных христиан — Светлому Христову Воскресению.

Слово «Пасха» произошло от древнееврейского «песах», обозначающего праздник, который существовал и существует у евреев и с которым по времени совпало распятие Спасителя. Этот праздник был установлен в воспоминание чудесных событий, сопровождавших исход израильского народа из египетского плена.

Христиане продолжают называть этот праздник Пасхой, потому что настолько тесно переплетены в богослужениях мотивы ветхозаветные и новозаветные. Настолько вся ветхозаветная история переосмыслена Церковью как прообраз страдания, смерти и воскресения Христа, что невозможно отделить Ветхий Завет от Нового.

Читая Евангелие, мы постоянно встречаемся с тем, как Новый Завет отсылает нас к книгам ветхозаветных пророков, где предсказывалась жизнь, смерть и воскресение Господа Иисуса. Перед Пасхой в Великую Субботу в храмах читается пророчество Иезекииля о том, как Господь воскресит весь род человеческий. В этом пророчестве описывается, как Господь собирает кости умерших, соединяет их одну с другой, а потом покрывает их плотью и вдыхает в них дух, то есть воссоздает каждого человека с его телом, душой и духом. И это не сказка и не миф, а та вера, которую мы получили от Самого Господа Иисуса Христа.

Мы знаем из учения отцов Церкви, что тела людей, которые воскреснут к новой жизни, будут чем-то отличаться от тел, которые мы носим сегодня: это не будут точно такие же материальные тела, подверженные болезням, страданиям и старению. Тем не менее мы знаем, что воскреснем как полноценные люди, которые имеют тело, душу и дух. И мы в этом новом теле, которое получим от Самого Господа, будем жить вечно.

Пасхальная великая вечерня. г. Нижний Тагил, 2018 год

Пасху называют праздником победы над смертью, торжеством жизни. Ад не вытерпел присутствия Бога, и ворота ада распахнулись перед всеми, кто пожелал выйти оттуда и последовать за Христом. Ад продолжает существовать для людей, которые добровольно и сознательно отвергают Христа как Бога и Спасителя. До тех пор, пока сохраняется злая воля человеческая, сохраняется и ад, который уготован для нас не Богом, но нашими собственными руками. А Господь злое дело рук человеческих разрушает — не насилием, не властью, не «мышцею высокою», но Своей смертью и Своим воскресением.

В Евангелии сказано, что, когда Господь умер, многие мертвецы вышли из гробов. А в богослужебных текстах мы слышим, что, сойдя во ад, Господь вывел оттуда Адама, Еву и всех, кто отошел в мир иной до воскресения Христа, но с надеждой на Его пришествие. И на иконах Воскресения Христова изображается Христос, который выводит из ада Адама и Еву, держа их за руки; за ними следуют другие герои ветхозаветной истории; а под ногами Спасителя — сломанные врата ада, разбросанные в беспорядке замки и ключи.

После Воскресения Христова путь к воскресению открыт для всякой плоти, и об этом говорит Церковь в одном из песнопений, которое мы слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Что означают эти слова? То, что смертью Христовой и воскресением Христовым аду подписан смертный приговор. Ад еще существует, но уже «не вечнует» над людьми, и всякий, кто следует за Христом, кто отвергает зло и становится на сторону добра, благодаря воскресению Христову избавлен от власти ада и смерти.

История человечества — это история жизни и смерти. Жизнь каждого человека заканчивается смертью, и многие люди умирают смертью бессмысленной и жестокой. Иногда в битвах, войнах погибают целые народы. В пасхальные дни мы будем посещать кладбища и вспоминать наших родных и близких, чья земная жизнь уже завершилась и чьи кости лежат в сырой земле. Будем вспоминать людей, которые погибли в войнах — миллионы тех, что были посланы на смерть и чья жизнь оборвалась безвременно, когда они находились в расцвете сил. Будем вспоминать погибших при пожарах, в авиакатастрофах, ставших жертвами стихийных бедствий.

Церковь всегда молится обо всех усопших, потому что верит во всеобщее воскресение, верит, что Бог не оставит сухие кости лежать в земле навечно, но воскресит к новой жизни каждого человека, который когда-либо жил на земле. Этому учил Христос, этому учит Церковь, в это мы верим. И когда мы думаем о судьбе людей, которые отошли в иной мир, наших близких и друзей, когда думаем о воинах, отдавших свою жизнь за веру и Отечество, о людях, погибших в результате стихийных бедствий или эпидемий, то верим, что в свое время Господь воззовет их к новой жизни.

Для меня лично праздник Пасхи каждый раз приходит как совершенно особое и уникальное событие в жизни. И сколько бы раз ни праздновалась Пасха, сколько бы раз ни слышались призывы псалмопевца: «Воскресни, Боже, суди земли, ибо Ты царствуеши во веки», — всякий раз, когда приходит Великая Суббота, когда наступает Пасха, вновь переживается это ни с чем не сравнимое чувство присутствия Божия среди нас здесь и теперь. И отчетливо осознается, что ради этого стоит жить, — все остальное пройдет, а это останется.

Нередко задают вопрос о том, в чем заключается различие в праздновании Пасхи в католической и православной традициях. Различие прежде всего в дате: иногда дата Пасхи совпадает, но чаще различается. В прошлом году, например, православные и католики праздновали Пасху одновременно, а в этом году — с разницей в одну неделю. Пасха и праздники, которые привязаны к Пасхе — Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, праздники так называемого подвижного цикла — совершаются по календарю, который связан с луной, то есть Пасха совершается в первое воскресенье после весеннего равноденствия.

I Вселенский Собор 325 года установил единый принцип вычисления Пасхи, и на протяжении более тысячи лет все христиане праздновали Пасху вместе. Но когда был введен новый календарь (сначала в Западной Церкви, а затем уже в XX веке и в некоторых Православных Церквах), тогда возникла разница в неподвижных праздниках, а также разница в праздновании Пасхи между православными и католиками. На данный момент у православных, во-первых, действует то правило, что наша Пасха не должна отмечаться раньше еврейской Пасхи, а во-вторых, использование разных календарей для подвижных праздников сказывается, в том числе и на Пасхалии.

В полной мере история земной жизни Иисуса Христа, Его страданий и смерти раскрывается только в свете веры в Воскресение Христово. Вот почему, когда мы приходим на богослужения Страстной седмицы, которые посвящены страданиям Христа и Его смерти, мы все время слышим напоминания о воскресении. Да, Он пострадал, да, Он умер, но Он воскрес, и в свете этой Пасхальной веры в Воскресение Христово приобретает смысл вся история Иисуса Христа. А в свете этой истории обретает смысл земная история всякого человека — в том числе и безвременно или безвинно погибшего.

Вот почему Пасха является «праздником праздников» и «торжеством из торжеств».

«Известия»/Патриархия.ru

Статью прочитали:

18 раз

Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях: